Чтобы активно заниматься роллер спортом, неважно новичок или любитель – помимо роликов есть ряд необходимых аксессуаров и запасных частей о которых стоит написать!
| защита | колеса | подшипники | рюкзак | носки | рамы | внутренник | шлем | одежда |
1. Защита для роликов необходима практически на всех этапах вашего развития в роллерспорте. Во время обучения падения случаются нередко, и самым первым навыком, который Вам необходимо освоить – это падать на защиту. Правильное падение позволит избежать “досадных падений” с порванной одеждой, содранной кожи и синяков, на которые впоследствии падать будет очень больно!
Если вы уже умеете кататься и прогуливаетесь по парку наличие защиты уже не так критично, но нельзя недооценивать “внезапные ситуации”, которые вызывают “внезапные падения”.
Ну а если Вам необходимо постоянно прогрессировать, разучивать новые элементы и трюки, то падения просто неизбежны, это постоянная составляющая любого процесса обучения.
Защиту надо подбирать по размеру и лучше отдать предпочтения “проверенным” производителям. “Сомнительная” защита может запросто сползти при падении, быстро порваться или вовсе развалиться. Цена на защиту намного меньше ценности сохраненной одежды и кожного покрова.
Для начального уровня мы рекомендуем бюджетную защиту Rollerclub Freestyle special, Rollerblade, а для более профессионального катания и максимальной защиты подходит защита фирмы Seba. Но в любом случае главное, чтобы защита была по размеру. Это значит, что наколенник и налокотник должен сидеть плотно и не сползать при падении .
2. При активном катании на роликах неизбежно появляется необходимость следить за износом расходных материалов. Главный расходный материал это колеса!
Колеса для роликовых коньков с первого взгляда очень похожи друг на друга и различаются, разве что – цветом. При активном катании за сезон приходится менять от одного до двух комплектов колес.
Основные параметры колеса – диаметр (в миллиметрах ), например, 80 mm, и жесткость полиуретана (в относительных единицах), например, 82 A.
Чем больше размер колес – тем меньше чувствуется неровность поверхности, сложнее разгон с места, выше центр тяжести и тяжелее управление. Самыми популярными размерами колес являются 76 и 80 mm. Для большинства это оптимальный размер.
Жесткость полиуретана – гораздо более важный параметр. Для фитнес роликов жесткость обычно небольшая – 80-82A. Она дает необходимую мягкость движения, колеса хорошо цепляются за асфальт. Недостатком таких колес является быстрая стираемость на асфальте, относительно низкая скорость и плохой потенциал для слайдов и слалома. Кроме того, такие колеса не рекомендуются более тяжелым роллерам.
Необходимо отметить, что у разных производителей реальная жесткость колес при одинаковой маркировке может быть разная, т.е. если колеса не фирменные и на них написано 82A – то совсем не обязательно, что они будут такие же жесткие как фирменные с такой же маркировкой 82A. Это легко понять, когда в процессе эксплуатации одни колеса стираются намного быстрее.
Та же ситуация с подшипниками: часто фирменные подшипники более низкого класса едут лучше не фирменных более высокого класса!
Для уверенно катающихся на асфальте оптимальной жесткостью является 84-85A. В них можно быстро бегать и прыгать по городу, они отлично подойдут для слайдов и слалома, ресурс на асфальте у них довольно высокий. Оптимальным выбором универсальных колес с отличным соотношением цена/качество являются колеса Rollerclub Freestyle special. Если вам нужны отличные колеса для фрискейта, слайдов и агрессивного катания по городу – один из лучших вариантов GYRO F2R. Ну а если ваш выбор слалом и только слалом – один из лучших вариантов HYPER CONCRETE.
3. Не менее важным является выбор подшипников для роликов, в зависимости от условий катания они так же подлежат замене. Дешевые подшипники очень быстро “разбиваются” и начинают заклинивать, для них дорога одна – в мусорную корзину. Другой вариант, когда подшипники перестают ехать – это катание по лужам, мокрому асфальту и по пыли с грязью. Смазка при этом вымывается и вместо нее внутри подшипника оказывается грязь песок. Такие подшипники можно полностью “реанимировать” потратив час времени, пол литра бензина и смазки типа “литол”. Однако, если у вас нет желания этим заниматься, то можно купить новые подшипники. При должном обращении подшипники могут прожить несколько лет. Самый непоправимый вред подшипникам наносят прыжки, но специальные подшипники и при частых прыжках живут довольно долго!
Подшипники маркируются по точности изготовления деталей, например ABEC 3,5,7,9. Чем выше эта цифра, тем выше точность изготовления деталей подшипника, поэтому он лучше он катится. Раньше на роликах подшипники маркировались стандартом ABEC, но позднее появились специальные маркировки, которые можно увидеть только на роликах: ILQ и SG. Кроме того, есть “открытые” подшипники которые хорошо подходят для фитнеса, слалома и скоростного катания и “закрытые” (промышленные подшипники). “Открытые” подшипники едут быстро, для уменьшения силы трения в них бывает меньше шариков (например 6 вместо обычных 8), но при этом в них легко проникает пыль и грязь, а при прыжках они разбиваются. В последние годы популярность стали обретать металло-керамические подшипники.
“Закрытые” – промышленные подшипники более прочные и подходят для агрессивного катания и катанию по пыльным дорогам. Определить износ подшипника очень просто – колесо начинает плохо крутится или появляется люфт, а так же характерный гул и даже потрескивание. Как правило в таких подшипниках от ударов разбивается “чашка”, то есть “канавка” по которой катаются шарики. В этом случае можно заменить только “вышедшие из строя” подшипники, ведь их износ часто бывает неравномерным.
4. Рюкзак роллера очень полезен если вы перемещаетесь по городу с роликами.
В хорошем рюкзаке роллера есть место для аптечки (бинт, пластырь, перекись водорода либо пантенол спрей и влажные салфетки), ветровки, шестигранника, бутылки с водой и легкого перекуса. Так же очень важно наличие удобного крепления для роликов. Удобнее всего использовать специальное крепление снаружи рюкзака. С другой стороны я часто использую удобный туристический рюкзак на 25 литров, в который легко помещаются ролики в тканевом чехле.
Хорошие рюкзаки производят RollerBlade, Seba, Rollerclub, Powerslide. Выбирать рюкзак следует исходя из потребностей и внешнего вида. Покупая фирменный рюкзак вы можете быть уверены, что он будет удобен и не порвется в не подходящий момент.
5. Носки для роллера являются важным аксессуаром, хотя это и не очевидно. Чем больше вы катаетесь и чем жестче у вас ролики, тем важнее становятся носки. Рассмотрим основные требования к носкам роллера и их особенности. Самое первое – носки должны быть примерно на 4 см выше кафа (то есть выше ролика), чтобы ногу не натирало на границе ролика. Резинка должна плотно фиксировать носок от сползания, но не сдавливать – желательно она должна быть двойной. Носки должны быть из специальных синтетических материалов, отводящих влагу от ноги. Именно их качество (точность изготовления микроструктуры волокна) в первую очередь определяет стоимость носков. Хлопок тут совсем не подходит, потому что имеет свойство впитывать влагу и набухать, и на влажной ноге быстро образуются мозоли. В идеале носки роллера являются достаточно плотными, так как в роликах нагрузка на носок намного больше чем при ходьбе или даже беге! Так же имеются дополнительные уплотнения в наиболее “проблемных местах”. Хорошие носки так же повторяют форму стопы и имеют разную форму для правой и левой ноги, и соответствующую маркировку!
В России наиболее популярными являются носки Seba и Rollerclub. Они хорошо зарекомендовали себя и прослужат вам долгие годы! Из личного опыта носки Seba кажутся более плотными и в них лучше катать слалом, так как требуется очень плотная фиксация. Носки Rollerclub сделаны так же очень качественно, но более мягкие и комфортные. В них приятнее катать по городу.
6. Рама и оси роликовых коньков ломаются не так часто, но с ростом уровня трюков вероятность поломки сильно увеличивается. Рама несет на себе основную часть нагрузки и именно она передает усилие от роллера к колесам. На начальных моделях роликов обычно ставят композитную раму , т.е. пластмассовую. Такая рама дешевле и мягче, т.е. передает меньше вибраций от асфальта к ноге. С другой стороны, эффективного толчка от такой рамы не получить. Часто композитные рамы на роликах бывают не съемными, а запасные композитные рамы не продаются. Очень популярны композитные рамы на агрессивных роликах (на них стоят только композитные рамы)! Металлические рамы, а точнее рамы из алюминиевых сплавов с маркировкой не ниже 6000 стоят на фитнес роликах среднего уровня, на роликах для фрискейта, слалома, даунхила. На верхних моделях роликов для спидскейтинга стоят рамы из карбона. Все они при необходимости подлежат замене. Рамы в первую очередь отличаются по длине. В основном рамы выпускают под колеса диаметром 80 мм и 76 мм Для фитнеса рамы делают подлиннее, так ролики с такой рамой более устойчивые на курсе и не “виляют” на скорости, длина таких рам от 255 мм. Рамы для фрискейта и слалома делают максимально короткими: для колес 80 мм 243 мм; для колес 76 мм 231 мм; для колес 72 мм 219 мм. Оси крепят колеса к раме и тоже ломаются от прыжков, у них срывается резьба или разбивается разъем под шестигранник – стоят они не дорого и легко меняются. На более дешевых фитнесс роликах стоят двусоставные оси, которые откручиваются двумя ключами. На фрискейтовых и слаломных роликах ось вкручивается прямо в раму и является более прочной.
7. Внутренний ботинок (лайнер), это та часть ролика, которая непосредственно прилегает к вашей ноге. Некоторые модели роликов, например, Seba FR, High и другие комплектуются съемным внутренником. Это значит, что его можно поменять когда он износится или порвется. Его можно постирать, если в этом есть острая необходимость! Современные внутренники изготавливают из материалов, имеющих свойство “пассивной” термоформовки. Это значит, что внутренник под действием тепла, выделяемого ногой при активном катании начинает проминаться сильнее там, где нога имеет выпуклость. Через пару недель катания внутренник приобретает форму вашей ноги и дает отличную, комфортную поддержку. Именно поэтому мы рекомендуем брать ролики на пол размера меньше. Когда произойдет термоформовка – ролики сядут по ноге идеально. Со временем, внутренник сильно разнашивается, и если снова необходим полный контроль над роликом то внутренник приходится менять.
8. Шлем многие не ассоциируют с роллер спортом, хотя в ряде случаев пренебрегать им просто нельзя! Начнем с того, что шлем защищает наиболее уязвимую часть тела – голову, и если шлем пригодился, значит он уберег вас минимум от сотрясения мозга и рассечения кожного покрова, а максимум – от черепно-мозговой травмы (последствия от которой могут быть самыми плачевными). Конечно, надо понимать, что если вы влетите на скорости 40 км/ч в бетонную стену, то шлем уже не поможет, однако, в БОЛЬШИНСТВЕ случаев, наличие хорошего шлема имеет принципиальное значение. В качестве подтверждения этим словам приведу тот факт, что наличие шлема ОБЯЗАТЕЛЬНО при участии практически во всех дисциплинах роллерспорта.
Принцип работы шлема заключается в том, что точечный удар о препятствие распределяется на всю поверхность шлема. Энергия удара от оболочки из поликарбоната передается в слой пенополистирола (по структуре похож на пенопласт), который поглощает удар и проминается. Шлем после серьезного удара теряет свои качества и его необходимо заменить. Если вы приобретаете шлем – он обязательно должен плотно сидеть на голове и принадлежать известной фирме. Это гарантия того, что шлем сработает правильно. Покупать шлем для, эффективность которого вызывает сомнения можно только в качестве красивой пластмассовой шапки.
Конечно, если вы занимаетесь фитнессом на роликах, или неспешно катаете слалом на тротуаре без шлема можно обойтись.
Так в каких случаях ношение шлема просто необходимо?
– дети до 12 лет должны кататься в шлеме, независимо от того встают ли они на ролики либо уже хорошо катаются. Есть большой риск удариться затылком при падении назад. Взрослые как правило удерживают голову при таком падении, дети – как правило нет! Так что если вы приобрели Вашему ребенку ролики – сразу позаботьтесь комплекте защиты и шлеме! Главное, чтобы шлем хорошо сидел на голове и не слетел при падении. Детские шлемы как правило имеют регулировку размера с помощью пластикового ободка сзади.
– экстремальные направления роллерспорта, т.е. катание в скейт парках, дисциплины “агрессив инлайн” и фрискейт . Здесь падения бывают нередно, причем это падения с высоты при выполнении различных трюков. Шанс приземлиться на шлем здесь вырастает в несколько раз. Шлемы для этих целей называют “котелками”, поскольку они похожи на них по форме. Они имеют покрывают большую поверхность головы и поэтому хорошо защищают от совершенно разных типов ударов.
– спидскейтинг – это скоростное катание, современные скорости это более 40 км/ч в условиях жесткой конкурентной борьбы. На таких скоростях столкновения становятся гораздо опаснее, а от того ношение шлема гораздо важнее. Шлемы для спидскейтинга обычно легкие, с хорошей аэродинамикой и вентиляцией и очень напоминают шлемы для велоспорта!
9. Одежда для роллера тоже имеет значение. Если вы неспешно катитесь по парку и на вашем лбу никогда не появляется даже самая маленькая капелька пота – то обычная городская одежда вполне подходящий вариант. Однако, если вам нравится кататься активно – одежду стоит подобрать специально.
Первое это материал. Одежда из хлопка плохо приспособлена для занятий спортом, в частности роллер спортом. Несмотря на то, что одежда натуральная и “дышит”, майка из хлопка отлично впитывает пот, набухает и становится мокрой. Таким образом, вашему телу постоянно приходиться тратить энергию на обогрев такой майки, а когда вы останавливаетесь или начинает холодать – есть риск простудиться и заболеть. Кроме того, кататься в постоянно мокрой майке как минимум некомфортно. Поэтому мировой спорт давно перешел на специальные синтетические материалы с капиллярной микроструктурой, которая отводит влагу от вашего тела и выводит ее на поверхность. Спина в такой одежде всегда остается практически сухой, а сама майка высыхает очень быстро. К примеру после стирки на солнце такая одежда сохнет за 15-20 минут! В зависимости от времени года, вместо спортивной майки можно использовать термобелье (горнолыжное) или специальные флисовые толстовки.
У спидскейтеров своя специфика, помимо влагоотводящих свойств им требуются хорошие аэродинамические качества. Поэтому их всегда можно узнать по одежде!
Летом удобнее всего катать в шортах, поскольку они хорошо проветриваются, с ними удобно одевать наколенники и в них ноги чувствуют себя совершенно свободно (что важно для растяжных элементов в слаломе). Если вы катаете фрискейт, то шорты должны быть плотные, иначе их придется менять при первом же падении. Так же удобно катать в свободных брюках и джинсах с содержанием эластана более 10%.
При активном катании не рекомендуем катать в “выходной одежде”, поскольку даже если вы собрались кататься аккуратно – всегда может произойти неконтролируемая ситуация и даже маленькое падение может вызвать серьезный разрыв одежды. Асфальт это наждачная бумага, когда вы падаете на скорости. А если одежда попала между роликом и асфальтом – ущерб удваивается! Так что покупайте плотную одежду, которую не жалко порвать!
Материал подготовил Ильнур Латыпов